К тайнам живой природы Дата:07.02.2012 Просмотров: 184
«В наш техногенный век на планете, окутанной паутиной Интернета, казалось бы, не остается места для умного, вдумчивого, много понимающего и тонко чувствующего читателя, – размышляет доктор филологических наук профессор Института литературы и искусства им. М. О. Ауэзова Гульнар ЕЛЕУКЕНОВА. – Однако именно такого ждет книга Салимы Акашевой «Максим Дмитриевич Зверев. К тайнам живой природы», вышедшая в прошлом году.
Кандидатом филологических наук, опытным специалистом в области исследования русской литературы Казахстана, библиографом Салимой Акашевой собран богатый материал о жизни и творчестве крупного ученого-зоолога, народного писателя республики М. Зверева. Автор общалась с Максимом Дмитриевичем до последних дней его жизни и отмечает, что биография М. Зверева является своеобразным отражением биографии страны.
Максим Дмитриевич «понюхал пороху» в Первой мировой войне, был поручиком, офицером царской армии, служил в Красной армии. После окончания естественного отделения Томского университета в 1923 году стал научным сотрудником Института защиты растений и Новосибирского зоопарка. Но основная его научная и творческая жизнь тесно связана с нашей республикой, где он основал натуралистическую школу, подготовив целый ряд ученых-зоологов и писателей-анималистов. Особо отмечается вклад писателя-натуралиста в формирование Алматинского зоопарка и детского юннатского движения в Казахстане.
Открываются интересные факты из жизни людей, с которыми посчастливилось сотрудничать М. Звереву. Среди них – профессиональный охотник и знаток природы Семиречья Мурзахан Толебаев, проделавший огромную работу по организации и открытию Алматинского зоопарка в октябре 1937 года. Но в том же году он был расстрелян за принадлежность к партии «Алаш», а из его архива конфискованы документы о первых научных исследованиях в зоопарке, плане дальнейшей его застройки.
Один из создателей советской научно-художественной литературы 20-х годов, Максим Зверев стоял у истоков детской литературы Казахстана, получившей позднее широкое общественное признание и поддержку.
Желая сделать свои книги более доступными и привлекательными, обладая несоменным художественным талантом, окончивший художественную школу М. Зверев подобно С. Малларме, Г. Уэлсу, Э. Сеттон-Томпсону, Дж. Адамсону, А. Формозову, Е. Чарушину сам оформил рисунками 16 своих книг. Среди них выделяются иллюстрированные карандашом и пером книги «Следы на снегу» (1950), «Как их поймали» (1951). Последняя представляет собой интересный путеводитель по Алма-Атинскому зоопарку. Особенности художественного метода и стиля писателя исследуются С. Акашевой на примере его произведений – путевых заметок, очерков, рассказов, сказок, повестей: «Белый марал», «Серебрянка», «Таинственный похититель», «Голубая пещера», «Записки натуралиста», «Волчонок из Бетпакдалы» и многих других. Отмечается, что признанный ученый-зоолог настойчиво поднимал в прессе и в своих книгах актуальные экологические проблемы, не только не потерявшие своей злободневности в наше время, но и приобретающие все большее значение. Приобщая человека к тайнам живой природы, писатель указывал на хрупкость существующего в ней равновесия, которое человек не вправе нарушать своим бездумным и эгоистичным вторжением, ведь экологические катастрофы прежде всего ударят по самому человеку.
Салима Акашева отмечает особый успех автобиографических книг Максима Зверева. Осмысление собственного жизненного опыта, использование художественного вымысла с сохранением документальности, создание емкого характера с решением социально-философских проблем – все это отличает повесть Максима Зверева «Заимка в бору», удостоенную Государственной премии им. Абая. Она и сегодня является визитной карточкой автора и любимой книгой многих поколений читателей в Казахстане и далеко за его пределами.
Ждем ответов читателей на вопросы (Shashkova@kazpravda.kz):
1. Какие книги вы перечитываете, их значение в вашей жизни?
2. Что из казахстанской литературы последнего времени вам запомнилось, остановило внимание? Ведущая рубрики Любовь ШАШКОВА |